Инновационный проект - Ремельская СШ

Инновационный проект

Инновационный проект

Внедрение модели устноисторических исследований родного края как средства формирования социально-гражданских компетенций учащихся

 

Сроки реализации: 2015 – 2018

 

 

 

 

 

 

Руководитель проекта:

Пытель Наталья Николаевна,

директор государственного учреждения образования «Ремельская средняя школа»

225542, Брестская область,

Столинский район,

аг. Ремель, ул. Почтовая, 4

Телефон: 8 (01655) 93-2-73

E-mail: rem@stolin.edu.by

 

 

 

Консультанты проекта:

Савостёнок Пётр Николаевич,

начальник центра дополнительного образования ГУО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат философских наук, доцент

Телефон: 8 (017) 327 86 35

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Общие сведения об инновационном проекте

Данные о консультанте

Разработчики проекта

 

 

Перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление инновационной деятельности

 

Обоснование целесообразности осуществления инновационного проекта

 

Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан инновационный проект

 

 

Подтверждение результатов педагогической эффективности и социально-экономической значимости, апробированных в ходе экспериментальной деятельности фундаментальных прикладных научных исследований

 

 

 

 

Описание структуры и содержания внедряемой инновационной модели

 

 

Ожидаемые результаты проекта

 

Программа инновационной деятельности и этапы ее реализации 

 

 

Критерии и показатели, согласно которым будет оцениваться эффективность инновационной деятельности

 

 

Кадровое обеспечение проекта

 

Материально-техническое обеспечение проекта

 

Финансово-экономическое обоснование проекта

 

Формы отчётности

 

Возможные факторы риска и пути их предотвращения

 

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общие сведения об инновационном проекте

1.Полное название инновационного проекта

«Внедрение модели устноисторических исследований родного края как средства развития социально-гражданских компетенций учащихся»

2.Полное название учреждения образования, на базе которого планируется инновационная деятельность: государственное учреждение образования «Ремельская средняя школа»

Адрес учреждения образования:

ул. Почтовая, 4

225551, аг.Ремель

Столинского района

Брестской области

Контактные телефоны: (801655) 93-273, (801655) 93-272

 

2. Данные о консультанте

Савостенок Петр Николаевич, начальник центра дополнительного образования Белорусского государственный педагогический университет имени Максима Танка; телефон: + 375 17 3278635

 

3. Разработчики проекта

Пытель Наталья Николаевна, директор государственного учреждения образования «Ремельская средняя школа»; телефон +375 16 5593273; E-mail: nataluap@mail.ru

Нагар Любовь Николаевна, заместитель директора по воспитательной работе государственного учреждения образования «Ремельская средняя школа»; телефон +375 16 55932725; E-mail: rem@stolin.edu.by

 

4. Перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление инновационной деятельности

государственное учреждение образования «Ремельская средняя школа» Столинского района Брестской области;

государственное учреждение образования «Давид-Городокская средняя школа № 2» Столинского района Брестской области;

государственное учреждение образования «Лядецкий учебно-педагогический комплекс ясли-сад – средняя школа» Столинского района Брестской области;

государственное учреждение образования «Деревнянская средняя школа» Столбцовского района Минской области;

государственное учреждение образования «Домоткановичская средняя школа» Клецкого района Минской области;

государственное учреждение образования «Средняя школа №14 г.Пинска»;

государственное учреждение образования «Средняя школа №15 г.Пинска»;

государственное учреждение образования «Средняя школа №16 г.Пинска»;

государственное учреждение образования «Средняя школа №1 г.Чаусы»;

государственное учреждение образования «средняя школа №27 г.Могилёва»;

государственное учреждение образования «Курмановский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа»;

государственное учреждение образования «Гимназия №1 г.п.Кореличи»

 

Сроки проведения инновационного проекта: 2015 – 2018 гг.

 

Обоснование целесообразности осуществления инновационного проекта

Изменения, происходящие в Республике Беларусь: демократизация общества, построение правового государства, признание основных прав и свобод человека, о которых говорится в Конвенции о правах человека и Конвенции о правах ребенка, в Кодексе Республики Беларусь об образовании, а также расширение возможностей в развитии личности – актуализировали проблему гражданского воспитания подрастающего поколения [6, с.10].

Согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании задачей воспитания в учреждениях образования, которая в рамках данного исследования соотносится с гражданским образованием, является «формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии» [1, с.20].

В соответствии с Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусьв современных социокультурных условиях одним из основных составляющих воспитания является гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование активной гражданской позиции [2, с.5].

Историко-культурное наследие народа Беларуси является достоянием белорусского народа и неотъемлемой частью достижений мировой цивилизации. Оно представляет собой важнейший источник творческих сил народа. Его сохранение — наиболее эффективное средство национального развития, создания полноценных условий совершенствования личности.

Метод устной истории (oral history) – источник исторического исследования путем сбора воспоминаний живущих людей. Предполагается, что данные, полученные таким образом, особенно от обычных людей, – ценный материал для проведения уроков истории, литературы, воспитательных мероприятий. Устная история базируется на устных воспоминаниях, получаемых в ходе беседы исследователя с респондентом, свидетелем определенных исторических событий.

Актуальность изучения устной истории обусловлена тем, что человеческие воспоминания о событии могут рассказать не меньше, чем пожелтевший от времени архивный документ. Во-первых, сбор информации, ее обработка, обобщение и представление в проектах, музейной деятельности, участие и победы в конкурсах повышают у школьников мотивацию к изучению истории. Во-вторых, разговаривая с респондентами, учащиеся получают большой эмоциональный заряд [7, с.42].Связь с прошлым необходима для успешной социализации учащихся. Метод устной истории может помочь в восстановлении связи поколений и способствовать поддержанию идентичности.

Исследования, проведенные в Российской Федерации, Великобритании, Чехии и других странах, доказали, что поддержание идентичности оказывает благотворное влияние на учащегося: повышается его самооценка, он получает дополнительную информацию о себе и других, устанавливаются качественно новые отношения с окружающими людьми. Информация о жизни других людей, о малоизвестных страницах истории родного края помогает преодолевать кризисные ситуации.

Актуальность инновационной деятельности по данной теме обусловлена наличием противоречий:

между потребностями государства в формировании гражданина-патриота на основе национальных культурно-исторических традиций и преимущественной ориентацией молодёжи на абстрактные человеческие ценности;

между потребностью учащихся в самоутверждении, социально значимой деятельности и реальными условиями для включения в неё;

между необходимостью устойчивого взаимодействия между людьми разных поколений и отсутствием тесной связи между ними;

между имеющимся опытом сбора историко-краеведческой информации и отсутствием системы обобщения и трансляции полученных в ходе исследований материалов;

между необходимостью использования интерактивных образовательных технологий и недостаточной готовностью педагогов к применению их в области гражданско-патриотического воспитания.

В то же время в образовательной практике существует ряд проблем:

недостаточная сформированность у учащихся социально-гражданских компетенций;

недостаточно разработана научно-методическая база для проведения устноисторических исследований истории родного края;

разорвана связь поколений для передачи ценностей, традиций, национальной культуры и истории Беларуси;

стихийное использование результатов научных исследований по устной истории  в образовательном процессе;

недостаточная профессиональная компетентность педагогов в проведении устноисторических исследований.

 

Цель: формирование социально-гражданских компетенций учащихся посредством их включения в деятельность по изучению малоизвестных страниц истории родного края с использованием метода устной истории.

 

Задачи:

1. Обеспечить условия для создания социально-образовательной среды, способствующей формированию социально-гражданских компетенций учащихся и повышению профессиональной компетентности педагогов в рамках реализации инновационного проекта.

2. Создать эффективную систему гражданско-патриотического воспитания учащихся, базирующуюся на изучении истории родного края посредством устноисторических исследований.

3. Выявить эффективные приемы и механизмы развития и обогащения личностного социального опыта учащихся как участников коммуникации при общении с очевидцами и участниками исторических событий.

4. Разработать систему повышения профессиональной компетентности педагогов в решении проблем гражданско-патриотического воспитания учащихся.

5. Обобщить опыт педагогов по реализации устноисторических исследований учащихся иобеспечить трансляцию его в образовательную практику.

 

Основная идея инновационного проекта – создание социально-образовательной среды, обеспечивающей системный, интегративныйподход к формированию гражданских компетенций учащихся посредством их включения в деятельность по изучению малоизвестных страниц истории родного края с использованием метода устной истории.

Новизна проекта в том, что учащиеся, включаясь в социально значимую практическую деятельность по изучению истории родного края, смогут освоить методику устноисторических исследований, научатся составлять опросники, обрабатывать и транскрибировать интервью, критически подходить к полученной в ходе исследований информации, сопоставлять эту информацию с имеющимися архивными данными, историческими документами, художественной литературой, кинофильмами.Педагоги смогут переосмыслить систему работы гражданско-патриотического воспитания, многое изменить в подходах и содержании воспитательной работы, не отказываясь от прежних традиций, достижений в этом направлении.

 

 

Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан инновационный проект

Устная история – это не изобретение современности, хотя предпосылкой оформления новой устной истории считают появление звукозаписывающих устройств. Устные технологии использовались в исторической науке всегда. Например, Фукидид использовал устные источники при написании «Истории Пелопоннесской войны». В начале VIII в. Англосаксонский монах-летописец Беда Достопочтенный в предисловии к своей «Церковной истории народа англов» полагался на устные предания, особенно доверяя сведениям живых свидетелей.

В ХХ веке, после определенного перерыва, возвращаются к устным источникам как одному из важнейших каналов исторического знания. Это обусловлено рядом причин: во-первых, начало ХХ века – время осознания того, что не личности, а массы творят историю; во-вторых, актуализировалась проблематика, связанная с изучением «недавнего» прошлого. Все это способствовало возрождению устной истории и превращению ее в самостоятельное научное направление со своими задачами, методами и возможностями. Объектом изучения устной истории становятся преимущественно воспоминания рядовых людей, используемые для реконструкции как исторических событий (особенно войн, революций, реформ), так и повседневности. При этом специалисты выделяют два пласта, содержащихся в устных источниках информации. Первый – архаичный, уходящий корнями в глубокое прошлое, представляет собой живую историческую традицию и своеобразную форму передачи социального опыта. А второй пласт – меморатный – представлен воспоминаниями очевидцев и участников событий, прежде всего, недавнего прошлого.[19, с.13]

Сейчас исследователи дают конкретное определение устной истории. Устная история (oral history) – метод и источник исторического исследования путем сбора воспоминаний живущих людей. Предполагается, что данные, полученные таким образом, особенно от обычных людей, – ценный архив и для современных, и для будущих историков.

Устные исторические данные требуют осторожной оценки с точки зрения их достоверности и репрезентативности. Большинство историков рассматривают зарождение устной истории как науки, начиная с работ Аллана Невинса из Колумбийского университета. Он был инициатором систематической работы по записыванию и сохранению воспоминаний, имеющих историческую ценность, и, работая над биографией президента Говарда Кливленда, пришел к выводу о необходимости интервьюирования участников недавних исторических событий для обогащения письменных источников. Невинс, впервые введя в научный оборот термин «устная история», понимал под ней сбор и использование воспоминаний участников исторических событий. И только впоследствии термину придали расширительную трактовку, обозначая им как различные виды устных свидетельств о прошлом, так и исследования, написанные на их основе. При этом формой устной истории считается повествование. И, в отличие от социологических интервью, посредством интервью в устной истории записываются и архивируются рассказы о недавнем прошлом.

В настоящие время устная история (oral history) оформилась как самостоятельное направление в исторической науке с применением технических средств интервьюирования участников и очевидцев по заданной проблеме новейшей истории.

В 1990-х годах в Мексике и Бразилии были созданы национальные устно-исторические ассоциации. В Австралии устно-историческая ассоциация действует с конца 1970-х годов, опираясь на сотрудничество специалистов по местной социальной истории и антропологии коренных народов. Для Израиля после Второй мировой войны любые устные свидетельства стали важнейшей частью борьбы за национальное и культурное выживание. В Южной Африке устная история как научная дисциплина активно разрабатывается с 1980-х годов как важный метод сбора сведений о жизни и репрессиях в условиях апартеида. [19, с.15]

В Европе, начиная со встреч в Болонье (1976 г.) и Колчестере (1979 г.), раз в два года проводятся международные конференции по устной истории и учреждена Международная устно-историческая ассоциация.

В отечественной научной литературе констатируется, что это направление в области исторических исследований на сегодняшний день не стало приоритетным и в основном является делом энтузиастов, хотя всё более актуальной признаётся необходимость рассмотрения устной истории как особой сферы научных исследований, которая представляет разнообразные пути и приёмы анализа и интерпретации текстов. [10, с.45]

Метод устной истории может быть очень полезен в исследованиях советского локального социума прошлого столетия, детства, семьи, образования и культуры, раскулачивания и ссылки в предвоенные годы, повседневности военного времени, противоречивого развития послевоенного общества, «хрущевской оттепели», «брежневского застоя», «горбачевской перестройки».

Между тем, представителей старшего поколения остается все меньше, и если не собрать их воспоминания сейчас, значительный пласт народной памяти окажется утраченным.

Статус устных исторических источников в школьном обучении истории на сегодняшний день в полной мере изменился. О возрастании интереса к ним со стороны школьников и педагогов свидетельствует рост количества исследовательских работ, представляемых на ученических научно-практических конференциях. Огромную роль играют устноисторические исследования истории родного края в развитии социально-гражданских компетенций учащихся.

В психолого-педагогической науке нет единства в определении сущности социально-гражданских (гражданских, компетенций гражданственности и патриотизма) компетенций.

Например, И. А. Зимняя выделяет «компетенции гражданственности» в группе компетенций, относящихся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения. Они представляют собой «знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свободу и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн)».

Среди ключевых образовательных компетенций А. В. Хуторской выделяет социально-трудовую, которая «означает владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, избирателя, наблюдателя, представителя)».

По Е.Е. Вяземскому гражданская компетентность – это совокупность готовностей и способностей личности, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применять свои знания и умения на практике.

В структуре социально-гражданской компетентности выделяются несколько составляющих:

правовая (владение основами правовых знаний, понимание прав и обязанностей гражданина в демократическом обществе, способность понимать и готовность уважать конституционные принципы и государственно-политическое устройство Республики Беларусь);

социально-психологическая (способность и готовность принимать решения, сознательно участвовать в совместной деятельности в рамках учебного заведения и микросоциума, выстраивать отношения социального партнерства, моделировать институты демократии);

нравственная (знание и понимание ценностей демократического общества и патриотизма, способность и готовность к личному (нравственному) выбору и его оценке);

культурно-историческая (знание государственного языка Республики Беларусь, способность и готовность положительно воспринимать культуру и историю Беларуси, уважать традиции как национально-культурного большинства, так и национальных меньшинств, толерантное отношение к национальным, конфессиональным, расовым и языковым различиям);

информационно-коммуникативная (способность и готовность эффективно слушать и общаться, вести диалог и конструктивно разрешать конфликты, владеть основами современных активных и интерактивных методик сбора, обобщения и интерпретации основных видов социальной информации). [16, с. 225]

В современной педагогике гражданское образование определяется как инновационное направление педагогической практики, сущность которого состоит в обучении школьников ценностям и нормам жизни в условиях правовой демократии путем формирования у подрастающего поколения гражданских качеств личности, гражданских компетенций и гражданской культуры. Оно реализуется средствами урочной и внеурочной учебной деятельности.

Результатом гражданского образования должно стать формирование гражданина – человека «новой культуры мира», сохранившего национальные корни, с развитым ноосферным сознанием, с высоким уровнем духовности, нравственности, развитым критическим и плюралистическим мышлением, патриотизмом, толерантностью; личности, способной осознанно и ответственно строить свои отношения с государством, обществом, другими гражданами. Сущностными характеристиками гражданина в современных условиях становятся:

функциональная грамотность в сфере социальных отношений, т.е. сформированность гражданских компетенций;

развитая коммуникативная культура;

такие личностные качества, как гражданственность, патриотизм, толерантность, интернационализм.[17, с. 98]

Включение школьников в разные виды общественно значимой деятельности существенно расширяет сферу их социального общения, возможности усвоения социальных ценностей, формирования нравственных качеств личности. Именно в коллективе формируются такие важнейшие мотивы поведения и деятельности молодого человека, как чувство долга, коллективизма, товарищества. Хотя учение остается для него первейшим видом деятельности, но основные новообразования в психике молодого человека связаны с общественно полезной деятельностью.

В процессе специально организованной деятельности учащиеся овладевают культурными и материальными ценностями общества, приобретают навыки и умения общественно значимой деятельности. Разнообразная деятельность помогает им освоить жизненный опыт, необходимый для осуществления личных планов, становятся шире взгляды, суждения, развиваются творческие способности, формируется общественное мнение. Эта деятельность может способствовать формированию активного отношения молодого человека к тому, что он познает, видит и делает. В этом процессе молодежь овладевает самой деятельностью, становится творцом, а не пассивным исполнителем.

Таким образом, чем содержательнее и целесообразнее построена и организована деятельность, тем больше возможностей для реализации потребности в активной позиции, тем разумнее строится процесс межличностного общения, тем эффективнее будет осуществляться формирование личности в процессе развития.

Воспитательный потенциал работы с устными историческими источниками заключается: в создании условий для восприятия учащимися современного поликультурного мира; в развитии толерантного отношения к людям; в актуализации и обогащении личного социального опыта учащегося как участника коммуникации при общении с очевидцами и участниками исторических событий.

Таким образом, овладение учебными приемами с данным типом источников позволит старшеклассникам увидеть историю не только как определенную картину прошлого, но и как результат целенаправленной деятельности людей. Документы, которые находятся в архивах, рано или поздно будут найдены и введены в научное обращение, но если мы не зафиксируем воспоминания людей старшего поколения, их история может быть потеряна навсегда. Каждая из этих историй уникальная, как уникальна и неповторима жизнь каждого человека. Интервью к тому же является методом выявления фотоснимков, документов и письменных источников в семейных архивах, которые невозможно выявить иным путем.

Устные исторические свидетельства современников и участников событий - есть «живая история», историческая память народа, которая позволяет сохранить свою идентичность. Они являются ценным материалом для подготовки и написания ученических научно-исследовательских работ по истории Беларуси и краеведению, важным источником пополнения фондов школьных музеев. Выход учащихся за рамки учебного текста и работа с устными историческими источниками дает возможность встретиться с ежедневным историческим сознанием и порассуждать над его соотношениями и взаимодействием с сознанием научным. [10, с. 53]

 

Подтверждение результатов педагогической эффективности и социально-экономической значимости, апробированных в ходе экспериментальной деятельности фундаментальных прикладных научных исследований

Предлагаемый инновационный проект опирается на результаты следующих исследований:

1. Митина, А.А. Проектирование и реализация краеведения в сельской общественно-активной начальной школе на основании технологического подхода: автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.01 / А. А. Митина; Алтайский государственный университет. – Барнаул, 2011. – 23 с.

2. Дрондина, Н.Г. Литературное краеведение как культурологическая проблема. Часть автореферата на тему «Литературное краеведение как культурологическая проблема».– 2012.– 9 с.

На протяжении 2010-2011 гг. региональные проектные группы педагогов учреждений образования Любанского, Копыльского и Мядельского районов Минской области были включены в деятельность по освоению теории и практики устноисторических исследований, созданию информационно-методического пособия «В поисках истории», изданного в 2011 году в Минском областном институте развития образования.

 

Описание структуры и содержания внедряемой инновационной модели

Модель устноисторических исследований малоизвестных страниц истории родного краякак средства развития социально-гражданских компетенций учащихся включает 5 модулей:

мотивационный, нацеленный на осмысление участниками образовательного процесса необходимости использования устноисторических исследований для развития социально-гражданских компетенций учащихся;

подготовительный, в рамках которого должно быть знание сущности приемов проведения устноисторических исследований и использования их результатов в образовательном процессе;

организационно-деятельностный, направленный на овладение участниками образовательного процесса приемами, методами и способами реализации устноисторических исследований родного края;

практический, обеспечивающий формирование активной гражданской позиции участников образовательного процесса, развитие навыков исследовательской деятельности и анализа полученных в ходе исследований материалов;

рефлексивный, способствующий выявлению условий и механизмов эффективной реализации технологии устноисторических исследований на основе рефлексивного анализа педагогической деятельности и результатов образовательного процесса.

 

Модель устноисторических исследований родного края

как средства развития социально-гражданских компетенций учащихся

Разработанная модель устноисторических исследований родного края как средства развития социально-гражданских компетенций учащихся строилась на личностно-ориентированном, системном, культуросообразном, синергетическом принципах, принципе деятельностного подхода.

Задачей личностно-ориентированного принципа обучения является сохранение индивидуальных особенностей обучающихся. Для этого применяются следующие приемы:

индивидуальные задания обучающимся;

открытые задания, предполагающие выполнение их индивидуально;

предложение обучающимся составить индивидуальные минипроекты на определенный период времени.

Сущность системного принципа заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Этот принцип позволяет выявить интегративные системные свойства и качественные характеристики, которые отсутствуют у составляющих систему элементов.

Принцип культуросообразности предполагает, что обучение и воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей этнической и региональной культур. Цели, содержание, методы обучения и воспитания культуросообразны в том случае, если учитывают исторически сложившиеся в конкретном социуме традиции и стиль социализации.

Синергетический принцип основывается на законах и закономерностях самоорганизации и саморазвития педагогических, то есть образовательно-воспитательных систем. Педагогическая синергетика дает возможность по-новому подойти к разработке проблем развития педагогических систем, рассматривая их, прежде всего, с позиции «открытости», сотворчества и ориентации на саморазвитие.

Принцип деятельностного подхода означает организацию и управление целенаправленной образовательной деятельностью учащегося в общем контексте его жизнедеятельности – направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности учащегося. Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность учащихся и взрослых, в реализации вместе выработанных целей и задач.

Модель устноисторических исследований родного края как средства развития социально-гражданских компетенций учащихся включает три основополагающих компонента: диагностический, содержательно-организационный, результативный. Каждый из этапов нацелен на решение двух основных задач: поэтапное внедрение модели устноисторических исследований родного края, развитие социально-гражданских компетенций учащихся.

Диагностический компонент направлен на решение задач по выявлению уровня развития социально-гражданских компетенций учащихся 8-9 классов, их исследовательских навыков. Решение поставленных задач осуществляется с помощью анкетирования, наблюдения, анализа имеющихся творческих и исследовательских работ учащихся.

В содержательно-организационном компоненте выделены два аспекта: теоретический и практический. В рамках теоретической составляющей необходимо будет решить следующие задачи:

познакомить педагогов и учащихся с приёмами проведения устноисторических исследований, терминологией и теоретическими основами метода устной истории;

выявить отношение участников инновационной деятельности к развитию социально-гражданских компетенций учащихся посредством устноисторических исследований истории родного края, формировать активную гражданскую позицию родителей (законных представителей) учащихся для осознания необходимости взаимодействия в вопросах воспитания детей.

Реализацию поставленных задач можно осуществлять с учащимися на учебных занятиях, внеклассных мероприятиях, при выполнении практических заданий, при проведении бесед, организации дискуссий. С педагогами и родителями – при проведении семинаров, круглых столов, посредством проведения родительских конференций, лекций, собраний.

В рамках реализации практической составляющей необходимо способствовать формированию способности обучающихся использовать метод устной истории для изучения истории родного края, овладению методикой проведения интервью, фиксации, анализа и транскрибирования полученных результатов, выполнению функций гражданина во взаимодействии с другими людьми и властью.

Достижение поставленных задач возможно при включении в учебные и внеклассные занятия таких видов заданий, как:

разработка и подготовка учебно-исследовательских проектов по изучению истории родного края в различные исторические периоды;

изучение архивных документов;

самостоятельный поиск свидетелей малоизвестных страниц истории родного края;

проведение интервью, фиксация, анализ и транскрибирование полученных результатов;

разработка виртуальных путешествий по определенной исторической эпохе;

активное взаимодействие с людьми разных поколений, сотрудничество с представителями сельисполкома, райисполкома, общественных организаций;

выступления на школьных и районных конференциях учащихся.

Реализация результативного компонента модели устноисторических исследований  родного края предполагает выявление и диагностику уровня личностного развития  учащихся, сформированности социально-гражданских компетенций учащихся,уровня овладения учащимися методом устноисторических исследований.

Основные формы реализации данного компонента:

итоговый мониторинг уровня воспитанности учащихся;

анализ структуры и содержания творческих и исследовательских работ учащихся по изучению истории родного края;

оценка целесообразности использования материалов, полученных в ходе устноисторических исследований.

Реализация результативного компонента модели устноисторических исследований также предполагает создание педагогами информационных банков данных учебно-методических материалов, рекомендаций по использованию продуктов исследовательской деятельности учащихся и педагогов в образовательном процессе, развитию социально-гражданских компетенций учащихся.

 

Ожидаемые результаты:

1. Развита активная гражданская и личностная позиция учащихся, готовность к сохранению исторической памяти и культурного наследия.

  1. Сформированы гражданские компетенции, компетенции социального выбора и социального действия, компетенции, связанные с жизнью в поликультурном обществе; навыки самосознания, самоорганизации, самоуправления, самообразования, самооценки, самосовершенствования, самоактуализации.

3. Создана система гражданско-патриотического воспитания учащихся, обеспечивающая устойчивое взаимодействие между людьми разных поколений.

4.Овладение учащимися и педагогамиметодом устной истории с целью изучения малоизвестных страниц истории родного края.

5.Разработано учебно-методическое сопровождение и дидактическое обеспечение по овладению способами использования материалов и создания продуктов исследований.

6. Обобщён опыт педагогов по внедрению инновационного проекта, осуществляется его трансляция в образовательную практику.

 

Программа инновационной деятельности и этапы ее реализации

 

I. Подготовительный и проектировочный этапы (январь – август 2015)

1. Уточнение темы инновационного проекта.

2. Оценка педагогического, материально-технического потенциала учреждения, необходимости использования дополнительных ресурсов для реализации инновационного проекта.

3. Мотивация педагогов на инновационную деятельность, создание творческой группы участников проекта.

4. Изучение литературы по теме проекта.

5. Получение консультаций у научного консультанта проекта.

6. Разработка модели устноисторических исследований.

7. Проектирование, подготовка программы реализации инновационного проекта.

8. Разработка плана реализации проекта в 2015/2016 учебном году.

9. Подготовка и проведение обучающих семинаров, тренингов для участников проекта по вопросам устноисторических исследований.

10. Подготовка управленческих решений об организации инновационной деятельности, о распределении функциональных обязанностей участников творческой группы.

11. Определение содержания, разработка инструментария для организации мониторинга процесса внедрения модели устноисторических исследований, результатов педагогической и учебной деятельности участников образовательного процесса.

12. Научно-методическое и материально-техническое обеспечение реализации инновационного проекта.

 

II. Диагностический этап (сентябрь – ноябрь 2015)

1. Диагностика готовности и мотивации педагогов к инновационной деятельности.

2. Уровневая диагностика профессиональной компетентности педагогов в сфере устноисторических исследований.

3. Диагностика с целью выявления способности учащихся к исследовательской деятельности.

4. Диагностика уровня сформированности социально-гражданских компетенций учащихся.

5. Анализ и оценка полученной информации по результатам проведённых диагностик.

 

III.     Практический этап (ноябрь 2015 – январь 2018)

1. Проведение обучающих семинаров, собраний тренингов, практикумов для участников образовательного процесса, реализующих инновационный проект.

2. Определение тем по самообразованию участников инновационного проекта.

3. Повышение квалификации педагогов на базе учреждений дополнительного образования взрослых.

4. Выявление отношения участников инновационной деятельности к развитию социально-гражданских компетенций учащихся посредством устноисторических исследований родного края, построение соответствующей динамики.

5. Разработка педагогами минипроектов, внеклассных мероприятий, ориентированных на использование устноисторических исследований и развитие социально-гражданских компетенций учащихся.

6. Включение учащихся 8-9 классов в изучение родного края посредством устноисторических исследований (с января 2016).

7. Ведение педагогами дневников наблюдений за ходом внедрения модели устноисторических исследований родного края как средства развития социально-гражданских компетенций.

8. Ведение отчетности и информирование педагогического коллектива школы, законных представителей учащихся о ходе реализации инновационного проекта.

9. Коррекция и регулирование в процессе реализации инновационного проекта.

10. Проведение оперативных и коррекционно-инструктивных совещаний с участниками инновационной деятельности.

11. Стимулирование участников инновационной деятельности.

12. Организация внутреннего (внешнего) консалтинга по результатам внедрения модели устноисторических исследований родного края.

13. Разработка методических рекомендаций для педагогов по вопросам формирования социально-гражданских компетенций учащихся.

14. Подготовка информации о промежуточных результатах инновационной деятельности.

 

IV.        Обобщающий этап (февраль-май 2018)

1. Составление отчетов участниками инновационной деятельности.

2. Анализ результатов инновационной деятельности.

3. Построение динамики формирования социально-гражданских компетенций учащихся от начального до итогового этапов реализации инновационного проекта.

4. Подготовка итогового отчета и учебно-методических материалов по результатам инновационной деятельности.

5. Выявление наиболее эффективных приемов и механизмов организации инновационной деятельности, прогрессивного педагогического опыта участников инновационного проекта.

6. Взаимообмен опытом внедрения модели устноисторических исследований с другими учреждениями образования, реализующими иновационный проект.

7. Разработка методических рекомендаций по использованию модели устноисторических исследований участниками образовательного процесса.

8. Подготовка презентации опыта и результатов внедрения модели устноисторических исследований родного края как средства развития социально-гражданских компетенций.

9. Подготовка и проведение итоговой научно-практической конференции.

 

V. Внедренческий этап (2017/2018 учебный год)

1. Обобщение опыта работы педагогов по развитию социально-гражданских компетенций средством устноисторических исследований родного края.

2. Систематизация учебно-методического и дидактического обеспечения для формирования у участников образовательного процесса представлений о теоретических основах устноисторических исследований, о методах и технологиях устной истории.

3. Подготовка методических рекомендаций по внедрению и распространению инновации в практику работы учреждений общего среднего образования Республики Беларусь.

4. Публикации по итогам реализации инновационного проекта.

 

Критерии и показатели, согласно которым будет оцениваться эффективность инновационной деятельности

 

Критерии

Показатели

Диагностический инструментарий

Методическая и дидактическая обеспеченность деятельности по проблеме устноисторических исследований

наличие и достаточность методических разработок по методу устной истории;

качество и содержательность методических разработок, материалов исследований, созданных участниками инновационного проекта;

количественный и качественный анализ методической и дидактической обеспеченности

Личностное развитие учащихся

наличие положительной динамики:

сформированности социальных умений через развитие познавательной, организаторской, коммуникативной, рефлексивной деятельности;

гражданского самосознания через оценку своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения;

гражданских качеств (чувства любви к малой Родине, чувства ответственности за свои поступки и действия, инициативность, самостоятельность) через развитие и формирование потребностей и положительных мотивов;

наблюдения;

анкета «Оценка уровня сформированности гражданского самосознания у учащегося»;

создание проблемных ситуаций, анализ их решения;

анализ результатов проведённых дебатов, дискуссий, НПК, интерактивных игр, ролевых игр;

метод социометрических измерений.

оценочные шкалы коммуникативности.

Социально-гражданские компетенции учащихся

понимание сущности основных понятий: гражданственность, гражданин, гражданский долг, гражданское самоопределение и ответственность;

Положительная динамика развития мотивации познавательной, общественной и трудовой деятельности, уровня воспитанности и характера межличностных отношений на всех уровнях

мониторинг воспитанности

Уровень овладения учащимися методом устноисторических исследований

знания об историческом, культурном и природном наследии Республики Беларусь, о способах укрепления и сохранения народного достояния, исторических ценностей, природы и окружающей среды;

наличие положительной динамики исследовательских умений: умения интервьюирования, транскрибирования интервью, выбора темы для опроса, умения давать оценку используемым и собственным материалам

анализ посещенных учебных занятий и внеклассных мероприятий;

количественный и качественный анализ продуктов исследовательской деятельности учащихся;

 

Инновационная компетентность и исследовательская культура педагогов

наличие положительной динамики:

в повышении профессиональной компетентности участников инновационного проекта;

участия в методических семинарах, научно-практических конференциях, различных конкурсах;

обобщения и распространения собственного педагогического опыта, в том числе, с публикациями в научно-педагогических изданиях и СМИ;

в повышении квалификации в учреждениях последипломного образования.

опросник «Стиль мышления».

тест «Ваш творческий потенциал».

карта педагогической оценки способностей педагогов к инновационной деятельности.

анкета по выявлению способностей к саморазвитию.

анализ участия в семинарах, конференциях и др.

количественный анализ  повышения квалификации педагогов.

Уровень компетентности педагогов в сфере устноисторических исследований

умение использовать результаты устноисторических исследований  в образовательном процессе;

умение планировать и записывать интервью, разрабатывать и создавать опросники;

умение осуществлять самообразование и способствовать развитию социально-гражданских компетенций учащихся;

умение транслировать опыт использования устноисторических исследований участникам инновационного проекта, другим педагогам, в том числе, с использованием возможности интернета.

анкетирование;

проведение педагогами мастер-классов для трансляции опыта использования устноисторических исследований;

анализ участия в НПК исследовательских работ учащихся

Качество управления инновационными

процессами в учреждении

содержание и полнота планирования инновационной деятельности;

наличие системы стимулирования участников инновационного проекта;

использование информационно-коммуникационных технологий при реализации проекта;

уровень разработанности инструментария мониторинга, внедренческой деятельности;

своевременность и опережающий характер консультирования участников инновационного проекта;

проведения консультаций для педагогов;

повышение социального статуса учреждения общего среднего образования в социуме.

количественный и качественный анализ консультирования участников инновационного проекта;

анкетирование;

анализ выполнения плана инновационной деятельности

Удовлетворенность участников проекта инновационной деятельностью

наличие положительной динамики:

снижения уровня тревожности при контактах с респондентами;

восприятия и интерпретации продуктов исследовательской деятельности;

удовлетворенности инновационным образовательным процессом.

анкетирование;

экспресс-опрос «Исследование удовлетворённости педагогов, учащихся и родителей образовательной деятельностью в учреждении образования»

 

Кадровое обеспечение проекта

Участниками инновационного проекта являются: администрация – 2 человека, учителя, классные руководители, педагог дополнительного образования – руководитель объединения по интересам («Наш край»); библиотекарь.

 

Материально-техническое обеспечение проекта

Учреждение имеет достаточное материально-техническое обеспечение для реализации проекта: оборудован компьютерный класс, подключен широкополосный доступ к сети Интернет, создан школьный web-сайт, имеется мультимедийная аппаратура, научно-методическая литература, периодические издания педагогической печати, в библиотеке имеется компьютер с выходом в Интернет, цифровой фотоаппарат.

 

 Финансово-экономическое обоснование проекта

Согласно приложению к Постановлению Министерства труда Республики Беларусь от 21.01.2000, № 6 (в редакции Постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26.09.2003, № 108) повышаются тарифные ставки  руководителям учреждений образования (директору, заместителю директора на 20%, учителям – на 15% на период апробации и внедрения педагогических инноваций по решению Министерства образования Республики Беларусь».

Для внедрения инновационного проекта необходимо дополнительное финансирование на командировочные расходы, программное и компьютерное обеспечение, разработку научно-методических рекомендаций, экспертизу инновационного проекта, научное консультирование. Предполагается использование внебюджетных средств, привлечение средств через сотрудничество с организациями и предприятиями района.

 

Формы отчётности

1. Отчёты о процессе и результатах по завершении каждого этапа инновационной деятельности на заседаниях педагогического и методического советов, родительских собраниях.

2. Предоставление информации о ходе проекта консультанту.

3. Творческий отчёт участников проекта по окончании инновационной деятельности перед педагогическим коллективом учреждения образования.

4. Обобщение опыта работы учреждения образования по инновационной деятельности.

5. Методические рекомендации педагогам по практическому освоению модели устноисторических исследований родного края как средства развития социально-гражданских компетенций учащихся.

 

Возможные факторы риска и пути их предотвращения:

недостаточная исследовательская культура педагогов – развитие исследовательской культуры педагогов средствами повышения квалификации и самообразования;

недостаточное понимание инновационной деятельности со стороны родителей – дополнительное информирование на родительских собраниях;

недостаточное количество диагностических материалов – совместная разработка со специалистами;

недостаточное владение педагогами диагностическим инструментарием – опережающая подготовка кадров к осуществлению инновационной деятельности.

 

Список использованной литературы

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании: с изм. и доп., внесенными Законом Республики Беларусь от 4 янв. 2014 г. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014.

2. Концепция воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь // Праблемы выхавання. – 2000. – №2.

3. Инструкция о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования. Постановление Министерства образования Республики Беларусь 01.09.2011 г. №251.

4. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования. Особенности организации идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования в 2014/2015 учебном году.

5. Бозунова, В.Н. Историческое краеведение – школа гражданского воспитания / В.Н.Борзунова [и др.] // Исследовательская работа школьников. – 2011. – № 4.– С.107.

6. Бочкарев, В.И. Государственно-общественное управление образованием: каким ему быть? / В.И. Бочкарев // Педагогика. – 2001. – № 2.

7. Варганаў, В. Методыка вывучэння вуснай гісторыі: з вопыту работы Ворнаўскай сярэдняй школы // Беларускі гістарычны часопіс. – 2013. – №7.

8. Воспитываем патриотов : пособие для учителей начальных классов / М.А.Бесова, Т.А.Старовойтова. – Мозырь : ООО ИД «Белый ветер», 2007.

9. Дрондина, Н.Г. Литературное краеведение как культурологическая проблема. Часть автореферата на тему «Литературное краеведение как культурологическая проблема».– 2012.

10. Корзюк, А.А. Выкарыстанне вусных крыніц пры навучанні гісторыі. Беларускі гістарычны часопіс. – 2014. – №12.

11. Лукашева, Т.Я. Музейная педагогика – средство формирования духовных ценностей учащихся / Т. Я. Лукашева // Начальная школа. – 2007. – № 9.

12. Лярский, П.А. Пособие по краеведению / П.А.Лярский. – Минск: Вышэйшая  школа, 1966.

13. Маслов, А.Г. Мотивация и личность / А.Г.Маслоу ; пер. с англ.: Т.Гутман, Н.Мухина. – 3-е изд. – СПб. : Питер, 2008.

14. Митина, А.А. Проектирование и реализация краеведения в сельской общественно-активной начальной школе на основании технологического подхода: автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.01 / А. А. Митина; Алтайский государственный университет. – Барнаул, 2011.

15. Прокопович, И.М. и край родной откроет тайны: Система школьного краеведения / И.М. Прокопович. –Минск: «Четыре четверти», 2006.

16. Пути повышения качества профессиональной подготовки студентов: материалы междунар. науч.-практ. конф. Минск, 22–23 апр. 2010 г. / редкол.: О. Л. Жук (отв. ред.) [и др.]. – Минск : БГУ, 2010.

17. Степанов, В.А. Гражданское образование и обучение правам человека за рубежом: сравнительный анализ // Адукацыя i выхаванне. – 1997. – № 12.

18. Туманов В.Е. «Школьный музей». Методическое пособие. М.: ЦДЮТиК, 2003, изд. второе, исправленное.

19. Устная история в Узбекистане: теория и практика. Сборник материаловконференции. Выпуск I. Отв. ред. Р.М. Абдуллаев. – Ташкент, 2011.

20. Шпаченко И.А. Особенности образовательно-воспитательного воздействия музея.– Томск: Изд-во Томского государственного педагогического университета, 2006